Маркировка – это опознавательный знак, который наносится на товар (его упаковку) и позволяет отследить все этапы существования этого товара. Он выглядит как особый штрих-код, его чаще всего называют контрольно-идентификационным знаком (далее – КИЗ). Знак наносят не на всю производимую или продаваемую продукцию, а только на ту, в отношении которой Правительство РФ установило требование. В настоящее время все находящиеся в обороте на территории нашей страны товары можно разделить на три группы:
- подлежащие обязательной маркировке;
- участвующие в эксперименте по маркировке (то есть такие товары, маркировать которые пока не обязательно, но желательно);
- товары, не требующие маркировки.
Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке, на сегодняшний день уже достаточно широк. К ним относятся:
- меховые изделия;
- сигаретная и папиросная, а также иная табачная продукция;
- вся продукция, которая содержит никотин;
- наполнители для электронных сигарет;
- лекарственные препараты для применения в медицине;
- обувь;
- фототехника (фотоаппараты и вспышки);
- фототовары импортного производства;
- духи и туалетная вода;
- парфюмерная продукция импортного производства;
- шины и покрышки;
- некоторые товары легкой промышленности;
- мороженое;
- сыр;
- молочные продукты;
- минеральная и другая питьевая упакованная вода, включая воду для детского питания;
- некоторые виды медицинских изделий;
- некоторые безалкогольные напитки, в том числе соки;
- БАДы;
- кресла-коляски;
- парфюмерия;
- пиво и слабоалкогольные напитки;
- красная икра.
До конца этого года вводится обязательная маркировка в отношении:
- велосипедов и велосипедных рам – с 1 сентября 2024 года (постановление Правительства
- любой молочной продукции – с 1 сентября 2024 года участниками оборота таких товаров, которые обязаны с указанной даты соблюдать требования по маркировке, будут новые субъекты – крестьянские (фермерские) хозяйства, сельскохозяйственные производственные кооперативы. Субъектами правоотношений, связанных с проставлением опознавательных знаков на товаре, станут компании, ИП, а также филиалы зарубежных компаний, имеющие статус налоговых резидентов РФ, которые осуществляют ввод товаров в оборот, сам оборот или вывод из оборота (постановление Правительства РФ от 27 мая 2024 г. № 674);
- некоторых средств технической реабилитации (тростей опорных и тактильных, костылей, поручней, ортезов, функциональных углов протезов) – с 1 октября 2024 года. Юридическими лицами, обязанными соблюдать правила маркировки, будут те же лица, что и в предыдущем пункте. Основание – постановление Правительства РФ от 31 мая 2024 г. № 744;
- некоторых видов пищевых и растительных масел, а также масложировой продукции – с 1 октября 2024 года (для продуктов в стеклянных и полимерных потребительских упаковках). Основание – постановление Правительства РФ от 27 мая 2024 г. № 676;
- консервов из рыбы, водных беспозвоночных, водных млекопитающих и других водных животных, а также водных растений и водорослей – с 1 декабря 2024 года. Участники – те же. Основание – постановление Правительства РФ от 27 мая 2024 г. № 677;
лекарств, применяемых в ветеринарии. Субъекты, указанные в предыдущих четырех пунктах, обязаны предоставлять информацию о кодах идентификации начиная с 1 октября 2024 года. (постановление Правительства РФ от 27 мая 2024 г. № 675).
Честный знак - это национальная система маркировки и прослеживания товаров из разных категорий. Маркировка представляет собой нанесение специального Data Matrix кода на упаковку и внесение этой единицы товара в базу данных. Основная задача системы – повысить уровень безопасности россиян, существенно снизить количество контрафакта и некачественных аналогов. Цифровой код гарантирует подлинность и качество товара.
Data Matrix код - это уникальный ключ к информации о товаре в базе данных системы «Честный знак». Код наносится один раз при производстве товара. С его помощью, войдя в систему (онлайн или через мобильное приложение), можно получить доступ ко всей информации о товаре:
- место, дата и время производства;
- срок годности;
- процесс перехода товара от собственника к собственнику;
- дата и место продажи.
Такой код практически невозможно подделать, поскольку в него вложены сложные криптографические технологии. Data Matrix код состоит из двух частей: код идентификации: определяет позицию товара в системе и едином каталоге товаров; код проверки (крипто-хвост): генерируется оператором.
Любой потребитель, у которого на смартфоне установлено приложение Честный ЗНАК, сможет проверить легальность товара. Всё, что нужно покупателю – скачать приложение и отсканировать код. То же самое будет делать продавец на кассе, прежде чем отпускать товар. При сканировании покупатель получает подтверждение, легальный ли перед ним товар. С помощью приложения можно сканировать также штрих-коды и кассовые чеки.
Наличие цифровой маркировки на продукции свидетельствует о том, что товар произведён законно, его качество соответствует заявленному.