Сегодня очень часто поступают жалобы от потребителей почтенного возраста на факты обмана и введения их в заблуждение относительно потребительских свойств и качества приобретаемых ими товаров (лекарственные препараты, биологически активные добавки к пище, изделия для лечения и профилактики заболеваний и т.п.).
Реализация таких товаров осуществляется непосредственно по месту проживания потребителей (на дому, по телефону, через интернет), при этом продавцами, как правило, являются «различные организации, выступающие в роли медицинских учреждений», сотрудники которых проявляют «сердечную заботу о здоровье людей, страдающих различными видами заболеваний», что соответственно выражается в навязывании товаров, имеющих «чудодейственные свойства к излечению заболеваний», а также реализуемых по неоправданно высоким ценам.
В качестве обманутых потребителей чаще всего фигурируют люди старшего поколения, склонные в надежде излечиться от всяческих недугов, легко поддающиеся настойчивым уговорам лиц, предлагающих свои товары.
С целью повышения потребительской грамотности граждан и защиты потребителей от фактов «обмана и введения в заблуждение при продаже товаров на дому, по телефону, через Интернет)», с учетом положений потребительского законодательства, регулирующего правоотношения между гражданами-потребителями при заключении договора купли-продажи товаров ПРЕДУПРЕЖДАЕМ быть бдительными:
- Прежде чем приобретать и применять лекарственные препараты, биологически активные добавки к пище, изделия медицинского назначения только на основании информации, полученной от «консультантов» каких-либо организаций на дому, по телефону, из рекламных объявлений или интернета, нужно предварительно проконсультироваться с лечащим врачом, в противном случае потребитель берет на себя ответственность за результаты самолечения!
- Внимание! Приборы физиотерапевтические НАДЛЕЖАЩЕГО качества обмену и возврату не подлежат, так как относятся к товарам для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях и входят в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 23.12.2020 г. № 2463.
- В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона РФ от 07.09.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» в случае продажи товара НЕНАДЛЕЖАЩЕГО качества (аппарат не работает) потребитель имеет право потребовать от продавца возврата уплаченной за товар денежной суммы. Для этого потребителю следует обратиться к продавцу с письменной претензией. В претензии должны быть указаны обстоятельства, при которых была совершена покупка, информация о том, в чем, состоит нарушение, а также требование о расторжении договора купли-продажи и возврате уплаченных за товар денежных средств. Претензия оформляется в двух экземплярах, один экземпляр необходимо вручить продавцу (исполнителю) лично, если это не представляется возможным - направить по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения. В случае, если в течение десяти дней с момента предъявления данного требования оно не удовлетворено, следует обратиться в суд с исковым заявлением. Исковое заявление подается в суд общей юрисдикции: в мировой суд - при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей (п. 5 ч. 1 ст. 23, ст. 24 ГПК РФ), в районный суд - свыше указанной суммы.
- В соответствии со ст. 12 Закона, если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре, он вправе потребовать от продавца возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре, необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара. Продавец, не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, предусмотренную пунктами 1 - 4 статьи 18 Закона).
- Признать сделку по приобретению товаров недействительной и обязать продавца вернуть деньги вправе только суд (ст. 167 ГК РФ). Причем соответствующий потребитель, посчитавший себя пострадавшим, должен в рамках гражданского судопроизводства доказать, что денежные средства за купленные товары уплачивались под влиянием заблуждения (ст. 178 ГК РФ), либо под влиянием обмана, угрозы (ст. 179 ГК РФ).
Если Вы самостоятельно не можете защитить свои права, обращайтесь в Консультационный пункт для потребителей. Мы рады Вам помочь! Проконсультироваться со специалистом по вопросам защиты прав потребителей можно по телефону: 8(38155) 27-126, 8-913-627-47-38.