Сезонные товары - это товары, предназначенные для использования в определенный сезон года: весенний, осенний, летний или зимний. Чаще всего к таким товарам относится одежда или обувь, произведенная для определенных климатических условий (например, зимние сапоги, туфли).
Внимание! Отличительной особенностью сезонных товаров являются сроки предъявления требований при обнаружении недостатков в товаре. Данные требования предъявляются в рамках установленного гарантийного срока, но не с даты продажи товара, а с даты наступления соответствующего сезона.
Сроки наступления сезонов определяются субъектами Российской Федерации самостоятельно исходя из местных климатических условий. На территории Омской области в соответствии с Законом Омской области от 08.10.2001 N 304-ОЗ «О сроках наступления сезонов при продаже товаров в Омской области» принятым Постановлением ЗС Омской области от 27 сентября 2001 г. N 219 установлены следующие сроки наступления сезонов:
- зимний - с 1 ноября по 31 марта включительно;
- весенний - с 1 апреля по 31 мая включительно;
- летний - с 1 июня по 31 августа включительно;
- осенний - с 1 сентября по 31 октября включительно.
В остальном на сезонные товары распространяются общие положения законодательства в сфере защиты прав потребителей.
Так, согласно п. 1 ст. 18 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
Деньги за некачественный товар должны быть возвращены продавцом в течение 10 дней. Требование об обмене должно быть выполнено в течение 7 дней, а при необходимости дополнительной проверки качества или проведения экспертизы, – в течение 20 дней. Срок ремонта товара устанавливается договором, но не может превышать 45 дней.
Важно знать! Потребитель вправе обращаться к продавцу (изготовителю) по поводу качества товара и по истечении гарантийного срока, если он составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены по его истечении, но в пределах двух лет. В этом случае объем прав у потребителя прежний. Единственное оговоренное законом условие: потребитель должен представить доказательства того, что недостатки товара возникли до покупки или по причинам, возникшим до этого момента. То есть при выявлении дефекта по истечении гарантийного срока, потребитель вправе в течение двух лет со дня заключения договора обратиться к продавцу, допустим, за обменом товара, представив ему доказательства того (результаты экспертизы), что причины появления недостатка возникли до покупки (производственный дефект).
Если сезонный товар НАДЛЕЖАЩЕГО качества, но не подошел (по форме, цвету, размеру, фасону, расцветке), то заменить его на аналогичный товар можно в течение 14 дней. При этом срок исчисляется со дня покупки, а не наступления соответствующего сезона. Это возможно также при условии, что вещь (одежда, меховые изделия, обувь и пр.) не использовалась, сохранены ее товарный вид, потребительские свойства, ярлыки и пр. Если в день обращения обменять вещь невозможно (по причине отсутствия аналогичной), продавец должен вернуть деньги в течение 3 дней.
Однако необходимо учитывать, что Правительством РФ утвержден Перечень товаров, не подлежащих обмену или возврату по указанным выше обстоятельствам. На данный момент действует Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену утвержденный постановлением Правительства РФ от 31.12.2020г. N 2463.
Претензия составляется в свободной форме, в двух экземплярах, на бланке потребителя должна быть поставлена отметка о дате получения и лице, принявшем претензию. В случае отказа в удовлетворении требований потребитель вправе обратиться в суд.
Юрисконсульт филиала
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии
в Омской области в Калачинском районе»
М.Ж. Сагнаева
8(38155) 27-126, 8-913-627-47-38